Супрематизм и абстракция. Посвященная «Черному квадрату» Малевича выставка открылась в НББ

30 января в Национальной библиотеке Беларуси открылась выставка «1,10 квадрата», приуроченная к 110-летию «Черного квадрата» Казимира Малевича.

Выставка организована совместно с Белорусским союзом художников и является одной из экспозиций общего проекта, который будет проходить в 2024 году на нескольких выставочных площадках страны. Проект посвящен юбилею фундаментального символа нового искусства XX века, эталонному элементу супрематизма — «Черному квадрату» Казимира Малевича. На выставке представлены работы витебских художников, вдохновленных творчеством Казимира Малевича и супрематизмом.

«Думаю, в Витебске каждый художник считает себя обязанным хоть одну работу в своей жизни посвятить Казимиру Малевичу, потому что это город, в котором практически родились парижская школа и супрематизм. Мне кажется, что притягательность авангарда того времени остается и сегодня. Мы пытаемся трансформировать авангард и показать, что в определенный момент времени «Черный квадрат» прорвал искусство и дал понять: взгляд на него может быть другим. Через пиксель, точку или экран можно совершенно по-иному воспринимать мир», — рассказала первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович.

«Художники, которые сейчас живут в Витебске и считают себя наследниками теории Малевича, пытаются искать что-то новое. В Витебске постоянно проходит огромное количество различных выставок и проектов. На этой представлены очень разные авторы, но каждый из них, с одной стороны, делает свое искусство эмоциональным, а с другой — очень философским. А в целом искусство XX и XXI века после Малевича отличается тем, что мы стали пытаться прочитывать в нем скрытые смыслы», — подчеркнула Наталья Шарангович.

«Название выставки очень концептуально, как и ее содержание. В нем можно увидеть аллюзию на 110-летний юбилей. Еще «0,10», — это название последней футуристической выставки картин, на которой в 1915 году Казимир Малевич представил свои абстрактные работы и концепцию супрематизма. Ноль символизирует отсутствие форм, ведь направление супрематизма предполагало знакомство с живописью без внимания к контурам и объемам произведения. А 10 отсылает к десяти художникам, которые должны были участвовать в выставке в 1915 году. В результате их оказалось шесть человек, но название выставки оставили «0,10», — пояснила заведующая сектором художественных выставок Национальной библиотеки Беларуси Виктория Харитонова.

Ссылка на источник: https://www.belta.by/culture/view/suprematizm-i-abstraktsija-posvjaschennaja-chernomu-kvadratu-malevicha-vystavka-otkrylas-v-nbb-612590-2024/
Фото Татьяны Матусевич